воскресенье, 2 мая 2010 г.

На создание шедевра — десять дней.


Монолитные мярьямааские каменные глыбы, что временно, на период их превращения в произведения скульптуры, размещены на площадке у Йыхвиского культурного центра, постепенно приобретают задуманные их создателями очертания.

В творческом процессе рождаются и названия колоссов. «Красное и черное» — видимо, монументальное олицетворение периодов подъема и спада в нашей жизни. В обиходе говорят: «Жизнь похожа на зебру». Зримо! Но пока все — серого цвета. Раскрасят позже.

«Трилобит» красить не придется. Как известно, у этого членистоногого времен палеозоя тело было покрыто обызвествленным панцирем. Трилобит, извлеченный из сланца и увеличенный до размеров парковой скульптуры, сам украсит город.

Еще одна работа - Хилле Палм, пока напоминающая молоток без рукоятки, условно названа автором «Motte tera». Перевести можно как «острие мысли», «изюминка идеи», «афоризм». Кому как понравится. Для этого произведения искусства уже зарезервировано место у йыхвиской Эстонской гимназии.

К сожалению, к моменту появления журналиста на строительной площадке, а иначе ее и не назовешь, рабочий день у автора проекта «Каменного фестиваля» Леа Кюнгас закончился, и она ушла домой. Но скульптура, над которой Леа трудится, достаточно интересна — понравилась.

Впрочем, понравилось все.

Под стать работам из камня — колоритные фигуры ваятелей, с респираторами на лицах, с дисковыми резчиками в руках, в облаках мельчайшей пыли.

Айвар Симсон, «создатель» группы «вольных каменщиков», родом из Йыхви. Второе лето подряд он работает над созданием городской скульптуры по заказу мэрии Йыхви. В Таллинне у него оборудована собственная студия, в которой он ваяет в бронзе и латуни. Несколько лет назад бронзовые композиции Айвара демонстрировались в кохтла-ярвеском Белом зале.

Родина Лембита Палма — Пуртсе, маленькое красивое местечко на берегу Финского залива, известное вирумаасцам своим замком и концертным залом. Его супруга Хилле, хрупкая, невысокого роста, — «столичная барышня». Оба довольно известны в художественном мире не только Эстонии, но и Швеции, Финляндии, Китая. В Йыхвиском филиале Таллиннского Художественного музея однажды выставлялись их работы по металлу. В этом году скульптуры Лембита и Хилле Палм появятся в Йыхви, столице Ида-Вирумаа.

Прошлогодняя работа таллиннца Ханнеса Старкопфа обрела свое место на газоне недалеко от нынешнего места работы каменотесов.

Пеэтер Лейнбок — из Вильянди, а Эдвин Круминш живет и работает в Юрмале.

Кроме Эдвина, пятерку скульпторов объединяет alma mater — Художественный институт в Таллинне (ныне — Академия искусств), который все окончили, правда, в разные годы. С Эдвином Круминшем познакомились и подружились на подобном йыхвискому мероприятии, проводившемся несколько лет назад в Таллиннском зоопарке.

Официальному названию проекта — «Каменный фестиваль» — скульпторы предпочитают другое, более точно передающее смысл происходящего действа: «Симпозиум». Действительно, фестиваль — это массовое празднество, смотр лучших достижений в каком-либо виде искусства. Здесь же — все на равных, работают за стипендию, определенную городским руководством. В художественном смысле соревновательность также отсутствует. Каждая работа сама по себе — шедевр. Слово же «симпозиум» имеет второе, отличное от знакомого нам значение и означает нескучное времяпрепровождение, сопровождаемое зачастую музыкой, развлечениями, беседой.

Развлечением можно считать приезд в новое, многим не знакомое до сих пор место — город Йыхви, смену привычной обстановки, общение с горожанами, проявляющими интерес к происходящему на их глазах перерождению каменных глыб в произведения каменного искусства.

Сложившаяся традиция проведения художественных фестивалей достойна похвал, но, по мнению жителей Ида-Вирумаа, успевших понаблюдать за работой скульпторов, начинание требует развития в других направлениях: почему бы в будущем не провести аналогичный симпозиум архитекторов по созданию игровых площадок для детей, дизайнеров...

Комментариев нет:

Отправить комментарий