вторник, 27 апреля 2010 г.

Йыхви.

Йы́хви (эст. Jõhvi) — город на северо-востоке Эстонии, столица уезда Ида-Вирумаа. Население - 11,1 тыс. человек (2010).

Город, который в своё время назывался разными именами, в зависимости от того, в состав какого государства он входил: Геви, Гевени, Гебе, Йёбе, Геуе, Йеуе, Гева, Йева, Яффве, Гевене, Еви, Йыви, Йохви, Йэвве, Йэве, Йыхви и т. д.

Йыхви впервые упомянут в летописях в 1241 году. В конце 16 в. переходит под контроль Швеции, а затем, по Ништадтскому мирному договору становится частью Российской империи (до 1918 г.) В 1918—1944 гг. город в Эстонской республике, затем в составе Эстонской ССР (до 1990 г.)Ныне является волостным центром Эстонской Республики.

Геви, Гевене, Еви, Йыви, Йохви, Йэвве, Йэве, Йыхви — это названия, которые написаны в истории Йыхви, наченая с далекого прошлого. Йыхви впервые упоминается в датских летописях 1241 г как деревня Геви, в этом же источнике упоминаются и другие деревни, находящиеся поблизости. Основные исторические сведения связаны в основном с церковью святого Михаила(Михкеля)в готическом стиле, которая вошла в историю как церковь(кирка)-крепость. Она одна из оригинальных в Эстонии. По мнению некоторых историков на месте церкви стояло древнее городище эстонцев или, что ещё вероятнее, древняя священная дубрава. С полной уверенностью этого утверждать нельзя так как вокруг церкви не проводилось археологических раскопок, хотя это, возможно, помогло бы точнее изучить историю возникновения и строительства церкви, ведь под полом вплоть до XVIII века хоронили умерших.

Существует и легенда о возникновении города. В легенде говорится, что примерно во второй трети XII в. в Эстонии произошло сильное землетрясение и замок в Эдизе пришёл в негодность. Согласно второму варианту легенды два брата жившие в Эдизеском замке постоянно воевали с соседями, в результате чего замок обветшал и начал разрушаться. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что братьев звали Йохан и Михаэль. В любом случае старший брат решил построить новый замок и начал строительство на том месте, где сейчас находится церковь св. Михаила. Вскоре ему пришлось идти на войну, и строительство замка продолжил его младший брат. Когда старший брат вернулся с войны, то он увидел, что построил младший брат, построенное ему не понравилось и они поссорились. В порыве ярости старший брат убил младшего. Потом он раскаялся в своем злодеянии и решил вместо замка построить церковь. Себя же приказал похоронить после смерти перед главным входом в церковь, чтобы все люди могли ходить через его земной прах.

Перед главным церковным входом, под мостовой, действительно со времен католичества находится крест покаяния, на котором должны были стоять те, кто в чём-то провинился перед обществом и церковью и поэтому не имел права приходить на богослужение. Легенда, как и большинство других, передает события, происходившие в действительности, используя для этого свой образный язык. Право патронажа над йыхвиской церковью на самом деле принадлежало баронам Эдизе — старинному роду Таубе, что позволяет считать род Таубе действительными строителями церкви. Герб рода Таубе (вырванная с корнями липа с двумя листьями) и сейчас находится на западной стене церковной башни справа от главной двери. Искусствовед Виллем Раам связывает легенду с уходом старшего брата на войну с событиями связанными с восстанием в Юрьеву ночь, таким образом построение церкви можно было бы датировать 1344 годом. Йыхвискую общину впервые упоминают в виде «parochia Jewe» в 1354 году. Десять лет спустя (1364 году) впервые названа письменно йыхвиская церковь.

Йыхвиская церковь образует единый комплекс с укреплениями в Эдизе и Ярве, а чуть позже и Кукрузе на торговом пути с запада на восток, потому скорее всего она изначально строилась как крепость. Будучи расположенной восточнее их, она всегда первой подвергалась ударам. Уже в 1367 году возле йыхвиской церкви состоялось сражение во время похода русских в Вирумаа. В результате церковь сильно пострадала от пожара. Так как церковь и в дальнейшем осталась служить одним из главнейших форпостов, она неоднократно попадала в руки погромщиков.

Так во время Ливонской войны 3 февраля 1558 года русские штурмом взяли церковь. Все находившиеся в это время в церкви были убиты, в тот же день пало и городище Эдизе.


Один из корней эстонских певческих праздников находится в Йыхвиском приходе и прямо связан с именем пастора Йыхвиского прихода, пробста Алатагузе, Фридриха Фердинанда Мейера. В 1865 году Мейер организовал первый межприходской певческий праздник. Вообще первая попытка организовать певческий праздник в Эстонии была предпринята Мартином Кербером в Анескюла, но день песни, проведенный в йыхвиской церкви, по программе был разнообразнее и стал по сути генеральной репетицией перед первым общим певческим праздником Эстонии в 1869 году в Тарту. Эта песенная традиция продолжается и ныне. В настоящее время смешанный хор «Хели» — не что иное, как бывший церковный хор, организованный в 1862 году.

В 1869 году в Эстонии началось строительство века — строилась первая железная дорога, которая тянулась от Палдиского порта по Южной Эстонии, через Таллин, Раквере и Нарву до станции Тосно, где соединялись с железной дорогой Петербург — Москва. Первые железнодорожные станции строились с двадцатикилометровыми промежутками, их старались возводить в равниной местности вблизи водоемов (рек), так как на каждой вновь выстроенной станции был насос и водонапорная башня для паровозов.


Церковь Богоявления Господня

Комментариев нет:

Отправить комментарий