воскресенье, 2 мая 2010 г.

Надежда Черкашина: ''В Ида-Вирумаа должна быть школа для одаренных детей''.

Среди пяти членов сборной Эстонии по физике есть и два старшеклассника Нарвской гуманитарной гимназии: десятиклассник Александр Морозенко и одиннадцатиклассник Федор Новожилов. Оба они - ученики преподавателя физики Надежды Черкашиной.

А вообще же расклад в команде такой: два представителя Таллинна, один - университетского города Тарту и два - из Ида-Вирумаа, да еще из одной гимназии, да еще и ученики одного преподавателя. Добавим, что в конце учебного года уездный старейшина принимал победителей республиканских олимпиад. И там было пятеро воспитанников Надежды Черкашиной, причем четверо - победители, а один - серебряный призер. Сейчас Федор Новожилов и Александр Морозенко готовятся в составе эстонской сборной выступить на международной олимпиаде по физике. Она должна состояться на Тайване. Возможно, из-за проблем, связанных с атипичной пневмонией, место проведения могут изменить.
В гимназии давно перестали удивляться тому, что среди победителей городских, уездных и республиканских олимпиад из года в год уже на протяжении нескольких лет можно встретить учеников Черкашиной. И в этом году ее ученики заняли в республиканской олимпиаде по физике четыре первых места и одно второе. Однако сама Надежда Алексеевна в последнее время относится к этим победам без особых эмоций.

- Когда несколько лет подряд твои дети занимают по два-три первых места в своих классах по республике, то к этому привыкают окружающие. Результат становится обыденным - и к нему теряют интерес. Получается, что нет у нас заказчика на такие высокие результаты, - объясняет Надежда Алексеевна.

Кому нужны способные, талантливые дети? Как и кто работает с этими победителями олимпиад, которым узки рамки школьных программ? У Черкашиной есть на этот счет своя точка зрения. Она давно предлагала создать центр одаренных детей, где ребята со всего уезда могли бы получать дополнительную информацию. Как это будет делаться, Черкашина пока и сама не представляет, потому что, по ее мнению, современное законодательство направлено на то, чтобы данная проблема не решалась.

А проблема между тем существует. Почему среди тех, кто занимает первые места в республиканских олимпиадах по точным наукам, мало учеников кохтла-ярвеских и йыхвиских школ, но много нарвитян? Надежда Черкашина объясняет это тем, что там нет людей, которые занимались бы с одаренными детьми. "Я бы с удовольствием могла по субботам ездить в Кохтла-Ярве или Йыхви и заниматься с такими детьми или дети бы ко мне приезжали, но опять же при условии, чтобы это было востребовано. В своей школе я могу работать в любое время, тут создают для этого достаточно хорошие условия, а как быть другим?".

Если школа для одаренных детей когда-нибудь станет реальностью, это будет означать, что каждый ребенок в Ида-Вирумаа, независимо от того, живет он в Кивиыли или в Нарве, мог бы выйти на сильного преподавателя и получить те знания, которые этот учитель сможет дать. При этом никаких преград, в том числе и материальных, у ребенка быть не должно. Надежда Алексеевна убеждена, что пока есть люди, которые могут дать эти знания, и дети, которым эти знания нужны, их следует свести друг с другом.

В узде много говорят о ценности интеллектуального потенциала. В том смысле, что "мозги" надо беречь, делать все, чтобы светлые головы, пусть не все, но хоть некоторые, получив хорошее образование, возвращались в родные пенаты. Хотя на самом деле победителей олимпиад и преподавателей, которые с ними работали, поощряют морально, но не очень навязчиво. Нарва, правда, отправляет школьных талантливых физиков и Черкашину на Всероссийскую олимпиаду по физике. Раз в год лучших принимает старейшина уезда, говорит теплые слова и дарит сувениры. Все.

Надежда Алексеевна не жалуется. Она учитель-методист, у нее нормальная зарплата, на государственных экзаменах ее ученики получают высокие баллы. Сожалеет она о другом: творчество в учительской среде имеет предел.

Игрок по натуре

По мнению Черкашиной, многих можно заинтересовать физикой. Даже Александр Сергеевич Пушкин, у которого были проблемы с точными науками, "законы физики понял, если бы я их ему объяснила: в конце концов, тут нет ничего сложного", - улыбается Черкашина.

И совсем другое дело, как из увлеченных физикой воспитать победителей олимпиад. Для этого не обязательно преподавать физику в спецклассе. Для олимпиадного движения, убеждена Черкашина, не важно, в каком классе учится одаренный ребенок: в хорошем или плохом. Ведь и там, и там есть толковые дети. Но мало быть просто умным.

- Потенциальный победитель олимпиад должен быть не только умным, но и азартным, - убеждена Черкашина. - Может, мне так кажется, потому что я сама - игрок по натуре. Я не играю ни во что, кроме физики. Вот тут мне очень интересно играть и выигрывать.

Именно это свойство характера и помогло Черкашиной подготовить первых победителей на республиканском уровне. Когда-то, в начале педагогического пути, она ставила перед собой скромную задачу: подготовить победителей городской олимпиады.

Когда эта высота была взята, Черкашина решила потягаться с преподавателем Таллиннской реальной школы Мартом Курме. Ей было интересно подготовить учеников, которые бы выиграли у таллиннцев. И ведь выиграли, несмотря на то, что у Курме семь уроков физики в неделю, у Черкашиной - два. Потом ей захотелось подготовить абсолютного победителя на республиканских олимпиадах, и это было сделано...

Теперь, когда все возможные в Эстонии высоты взяты учениками Черкашиной, она задает себе вопрос: что дальше? "Я-то все та же и качественно не изменилась".

Это не означает, что творческий поиск прекращен. Можно со всеми детьми проводить исследовательские работы по физике, можно добиваться хорошего качества знаний в классе. Но при всем этом Черкашиной кажется, что в работе с одаренными детьми она достигла потолка. "Хотя очень хочется вырваться из этой ситуации, потому что мой потенциал еще далеко не исчерпан".

Комментариев нет:

Отправить комментарий