Из коллекций Художественной галереи Нарвского музея
Пророк Моисей. Сер. XVIIв. Дерево, резьба, полихромн. роспись.
Объёмные полихромные скульптуры Христа и Моисея, принадлежащие Нарвскому музею, вырезаны из монолитного куска дерева и опираются на круглый цоколь. Тыльная (задняя) сторона необработана. Фигура Христа по пропорциям и выполнению сходна с фигурой Моисея, вероятно скульптуры созданы тем же мастером и когда-то были частью церковного интерьера.
Возможно, что работы происходят из бывшего Домского собора Нарвы. В каталоге 1937 г. музея Петра I в Нарве отмечаются многие предметы из этой церкви – в том числе за № 269 приведена деревянная скульптура Моисея и за № 270 приведена деревянная скульптура Христа. Из этой же церкви в списке числятся фигуры апостолов Павла и Фомы, вырезанные из дерева для декора органа.
Если исходить из предположения, что фигуры происходят из шведского Домского собора Нарвы, можно их отнести к середине XVII века. Строительство шведского Домского собора в Нарве началось в 40-х годах XVII века (1641-1646 гг.), в 1649 г. построили кафедру и алтарь, в 1650-х годах – скамейки и орган. По данным Карлинга, алтарь установлен в 1648-49 гг. Резчик по дереву Симон Сифферсон. Вероятно, в 1659 г. во время большого пожара уничтожена обстановка церкви, потому что в 1691 г. Йоханн Георг Херольдт сделал новый алтарь в церкви.
В 1733 г. церковь перешла в немецкий приход, после чего обновили алтарь и заменили кафедру. По данным Карлинга, в церкви сохранились остатки органа и старой кафедры. Очевидно фигуры Христа и Моисея все-таки входили в состав бывшего алтаря, потому что их размеры не подходят к деталям кафедры. Возможно и то, что они могли быть также частью старого западного хора.
Й-Г. Херольдт (?). Христос Вседержитель. Кон. XVIIв. Дерево, резьба, полихромн. роспись.
Фигура Христа с полихромной росписью хорошего качества происходит вероятно из какой-то лютеранской церкви Нарвы. В каталоге Музея Петра I Нарвы упоминаются многие записи из Нарвского Домского собора шведского периода ( в дальнейшем – церкви немецкого прихода ), где указывались происходящие из немецкой церкви деревянные скульптуры и резьба по дереву.
Рассматриваемую фигуру нельзя точно связать с деревянной скульптурой, упомянутой в конкретном каталоге. Стен Карлинг отмечает в монографии Нарвы 1936 г. (стр. 335), что наверняка одна из фигур Христа, происходящая из шведского Домского собора и принадлежащая Нарвскому музею, является работой скульптора Йоханна Георга Херольдта. Как известно, Й-Г.Херольдт создал в 1691 году новый алтарь шведского Домского собора в Нарве. В 1733 году церковь перешла в немецкий приход, после чего обновили алтарь и заменили кафедру. Алтарь обновили также в 1850 году. Й-Г.Херольдт прибыл в Нарву из Риги, где был строительным мастером и скульптором. Рассматриваемая фигура Христа достаточно хорошего уровня, что подходит к работе Й-Г.Херольдта. Однако со всей уверенностью этого сказать нельзя.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий